Обзор Layers of Fear

Нестрашный ужастик, который пытается запугать игрока старыми трюками вроде плачущих кровью картин, падающих на голову книг, жутких воплей и кукол

Пожилой художник возвращается в свой старый дом, где когда-то счастливо жил с любимой женой и маленьким ребенком, но... Каким именно было это «но», игроку остается только догадываться по разбросанным по дому письмам и обрывкам газет. Кажется, был пожар, изуродовавший лицо жены. Похоже, художник злоупотреблял спиртным. Кто-то кого-то определенно убил. Какую-то роль во всей этой трагедии сыграли крысы. Так или иначе, бывший гений, любимчик публики, сейчас превратился в одинокую развалину. Художник возвращается в мастерскую, к полотну, которое должно было стать его шедевром, работой всей его жизни. Он сбрасывает с холста покрывало, и... То, что происходит дальше, трудно описать, не упоминая наркотики. Особняк превращается в заколдованный лабиринт, по которому художник блуждает, раз за разом посещая одни и те же комнаты, которые всякий раз подносят ему новые ужасающие сюрпризы. Развешанные по всему дому картины следят за ним, падают со стен, стекают из рам, красивые лица на портретах превращаются в разложившихся мертвецов и чудовищ, фрукты на натюрмортах гниют, а пасторальные пейзажи оборачиваются панорамами ада.

Визуально игра сделана потрясающе. Вначале вас встречает дом, похожий на оживший натюрморт: глянцевито лоснятся яблоки на столе, в полумраке поблескивает стекло винных бутылок. Когда же начинаются кошмары, игрок попадает в мир праха, гнили, цепей и размазанной повсюду краски. Хорош и дизайн звука. Вы пробираетесь в потемках, под ногами то хрустит стекло, то хлюпает какая-то жижа, отовсюду доносятся скрипы, шорохи и стуки, крысиный писк и женское рыдание. И, конечно, игра не отказывает себе в удовольствии время от время припугнуть игрока каким-нибудь грохотом, лаем или воплем. Проблема в том, что, при всем мастерстве исполнения, игра совсем не страшная. Главная причина заключается в том, что Layers of Fear не хватает интерактива. Конечно, сам по себе выбор жанра — не причина для критики. Но осознание, что перед тобой «симулятор ходьбы», где нельзя проиграть и тебе на самом деле ничто не угрожает, заметно притупляет эффект всех пугалок, кроме самых примитивных скримеров, работающих на уровне рефлексов. Пазлы в игре есть, но сложными считаются те, где от вас требуется прочесть три цифры на стене и набрать их на кодовом замке. Для решения простых надо просто посмотреть в нужную сторону. Игра всеми силами дает вам понять: вы простой наблюдатель.

 

Геймплей выглядит так: вы заходите в очередную дверь, она за вами захлопывается, после чего комната, в которой вы оказались, показывает вам какой-нибудь жуткий спецэффект. Иногда это что-то простое вроде с грохотом осыпающихся на голову книг, иногда перед вами разворачиваются безумные психоделические спектакли, но в любом случае ваше участие в происходящем минимально. Ваше дело найти триггер очередного события, посмотреть хоррор-шоу и идти в следующую комнату. Страх очень быстро сменяется простым любопытством («Так-с, а в этой комнате нам что приготовили?»), а затем и скукой («Вы уже закончили меня пугать? Можно, я пойду?») Вторая проблема игры состоит в том, что герои и сюжет набросаны предельно схематично, а ужасы имеют к ним очень мало отношения. Для игры, претендующей на принадлежность к жанру «психологического ужаса», Layers of Fear дает недостаточно поводов понять героев, проникнуться их страданиями, а сюрреалистические кошмары, которые, по идее, должны нам в этом помочь, существуют исключительно ради самих себя. Проклятый особняк, в котором происходят события игры, не годится на роль «личного ада» главного героя: все те же самые события отлично вписались бы в любую другую историю (собственно говоря, большинство из них вы наверняка где-нибудь уже видели). Ночной кошмар в финале Life is Strange работает потому, что вас окружают искаженные образы той самой жизни, которую вы разделяли с героиней пять глав подряд. В Silent Hill каждое чудовище воплощает ужас, преследовавший кого-то из действующих лиц наяву, будь то призрачные дети-задиры из школы в первой части или насильник в облике человека-кровати из второй. Здесь же нас просто приглашают прогуляться по выставке спецэффектов, используя нехитрый сюжет как повод. Наконец, последний удар вашему шансу испугаться наносит густота, с которой встречаются все эти спецэффекты. Очередной ужастик обрушивается вам на голову секунд через десять после предыдущего.

Проблема в том, что настоящий ужас возникает там, где в обыденность проникает нечто чуждое и опасное. В Layers of Fear нет ничего обыденного: вам не дают привыкнуть к чему бы то ни было, кроме самого постоянно меняющегося окружения. Психоделика здесь не нарушает сложившийся порядок, а составляет его основу. Видя картину на стене, вы уже ждете, что она сейчас заплачет кровью. Когда комната меняется за вашей спиной, стоит только вам обернуться, вы только пожимаете плечами: тоже мне новость, это происходит чуть ли не в половине комнат. В том же Silent Hill адские образы альтернативной реальности перемежались с прогулками в реальности обычной, игра держала в напряжении, потому что ты никогда не знал, что тебя ждет — пустой коридор, сражение с монстром или психоделический ужас. И лишь в самом конце, после долгого и постепенного нагнетания атмосферы, герой проваливался в мир, полностью лишенный связи с реальным.

Помните надпись на стене: «ЗДЕСЬ БЫЛА ДЫРА. ТЕПЕРЬ ЕЕ НЕТ»? В Layers of Fear «дыра» везде. Но если странно вообще все, то ничего не странно. Если вам нравятся сложные ужастики, где приходится выживать наедине с чудовищами — наподобие Resident Evil, Outlast или Slender: The Arrival— то Layers of Fear вас разочарует. Но если вы любите смотреть фильмы ужасов вроде «Клетки» — не отягощенные сюжетом и логикой, зато с максимальной концентрацией красивых сюрреалистичесих кошмаров в минуту — значит, вы с удовольствием полюбуетесь и на эту выставку спецэффектов. Определенно можно сказать одно: игра красива, но вы абсолютно ничего не потеряете, если «пройдете» ее на youtube

Поделиться:
02 марта  2016 г.

Комментарии